Крыша вальма: устройство, преимущества и недостатки стропильной системы

Стропильная система крыши вальма – одна из наиболее распространенных в деревянном строительстве. В статье мы рассмотрим ее устройство, а также преимущества и недостатки. Если вы думаете о строительстве крыши вальма, вам полезно будет ознакомиться с этой информацией.

Что такое вальма крыши: особенности устройства, отличия от других элементов крыши

foto35782-1Вальмовый тип крыши смотрится изящно и легко. Украшает дома любой высоты и позволяет использовать практически любой материал кровли.

Проект такой крыши сложнее, а стоимость возведения выше, чем для не менее популярной двускатной или плоской. Но деньги, затраченные на услуги инженера-конструктора, будут сэкономлены на отсутствии сезонного ремонта в будущем.

Содержание

Что это такое?

Вальма — формообразующий элемент вальмовой крыши, представляющий собой треугольный скат от карниза до вершины, поднимающийся над торцовыми стенами. Такой тип кровли достаточно популярен ввиду отличных эксплуатационных характеристик:

  • с нее легко сходят осадки;
  • справляется с ветровой нагрузкой;
  • выглядит скромно и со вкусом.

У стандартной вальмовой крыши 4 ската: два треугольника друг напротив друга (вальмы) и две трапеции, а также вершина кровли — конек.

В некоторых источниках вальмой называют ребро стыка скатов крыши, что неверно. Брус, который по внешнему углу крыши крепится к коньку верхним концом и к мауэрлату — нижним, является диагональным стропилом. Всего таких стропил вальмовая кровля содержит четыре.

foto35782-4

Отличия от конька

Другая промашка в том, что на форумах и в статьях путают вальму и конек. Конек — это ребро стыка скатов наверху крыши, он всегда расположен горизонтально относительно земли. Вальма же наклонена и имеет форму треугольника. Она присоединяется к торцу конька центральным рядовым стропилом.

Отличия от ендовы

Ендова — это впадина между выпуклыми поверхностями кровли, иначе говоря, внутренний стык скатов. Ендова образуется при соединении 2-х частей строения под прямым углом.

Ендова, в отличие от вальмы, спускается от конькового прогона к внутреннему углу, а не к наружному. Их не нужно опускать (изменять линию врубки «птичий клюв»), и там, где ендова соединяется с коньком, вертикальный распил делают односторонним.

Преимущества и недостатки

К однозначным достоинствам вальмовой крыши относят:

  • Устойчивость к ветровым нагрузкам — торцевые вальмовые скаты не встречают ураганный ветер в лоб, как фронтон, а пускают по касательной.
  • Не задерживает осадки — крыша не собирает тяжелые пласты снега зимой и лужи воды в остальные сезоны.
  • Жесткая и долговечная конструкция — за счет уникальной стропильной системы.
  • Широкий карнизный свес по всему периметру, который защищает стены дома от природных факторов.
  • Эстетика — вальмовая крыша скрадывает высоту дома и делает его легким визуально. Украшает и небольшую мазанку, и двухэтажный коттедж в любом стиле.
  • Многовариантность конструкции — шатровая, полувальмовая (голландский и датский вариант), по-американски, с кукушкой, ломаная. Эти виды различаются количеством скатов, их формой. С их помощью можно реализовать все задумки в строительстве. К примеру, в рамках одного строения уместить жилую зону, гараж и бытовку.

Есть и недостатки:

  • Конструкция вальмовой крыши сложная и дорогая.
  • Ввиду отсутствия фронтона естественный свет проникает только через мансардные, слуховые окна. Они к тому же требуют дополнительного ухода и трат.

Минусы конструкции условны, так как не сулят потерю надежности и решаются увеличением денежных вложений.

Устройство в стропильной системе

Место вальмы в стропильной системе лучше рассмотреть на примере классической вальмовой крыши. Она состоит из двух треугольных скатов и двух трапециевидных. Противолежащие треугольные скаты заменяют фронтоны, их вершины соединены прогоном конька.

На чертеже видно, что вальма крепится верхним концом к прогону конька, другим к мауэрлату.

foto35782-8

Напарники вальмы в стропильной системе:

  • Мауэрлат. Несущая основа из толстого бруса, которая равномерно распределяет и принимает вес стропильной системы.
  • Лежень и стойки. Лежень — собрат мауэрлата, к которому под прямым углом крепятся вертикальные опорные стойки, держащие конек.
  • Прогон конька. Верхний брус, к которому крепятся вальмы и рядовые стропила.
  • Диагональные стропила, которые формирует геометрию и идею крыши. Очень крепкий и длинный брус. При длине 6 метров и больше его делают двойным, чтобы не допустить провисание.
  • Рядовые стропила — центральные крепятся к прогону конька и мауэрлату, промежуточные — к коньку и диагональным стропилам.
  • Нарожники. Тоже входит в тело ската, но крепятся не к коньку, а к диагональному стропилу. Короткий и несет малую нагрузку.
  • Подкос. «Костыль» рядового стропила.
  • Шпренгель. Подпорка для диагональных стропил, распределяет нагрузку и борется с провисом.
  • Кобылка. Короткий брусок, который крепят к нижнему свесу стропил. Кобылка тоньше в сечении и легче стропильного бруса, а значит с помощью варьирования ее длины можно соорудить сколько угодно широкий свес, который при этом не сильно утяжелит стропильную конструкцию.

Высота, толщина и шаг стропил рассчитываются специалистом с учетом решающих факторов:

  • ветровая и снеговая нагрузка в регионе;
  • открытость участка;
  • тип кровли, которая даст весовую нагрузку на стропила.

Укрепление и усиление ската

Крыши домов во многих поясах Земли выдерживают круглогодичную атаку атмосферных осадков. Как минимум, тяжеловесные снега зимой и проливные дожди в весенне-осенний сезон. Но работать нужно не только с вальмой, но и со всей системой.

  • foto35782-2Чтобы несущее стропило вальмы справлялось с нагрузкой, его укрепляют шпренгельной фермой. Эта группа элементов разгружает стык скатов у основания.
  • Также вальму длиной больше 6 метров делают из двойного бруса.
  • С некоторой натяжкой к укреплению относят обрешетку. Это доски, которые укладывают поперек и поверх стропил, создавая сетку для кровли. Часто обрешетку делают разреженной, однако в местах большой нагрузки (ендовы и карнизы) ее лучше класть сплошняком.
  • Соседние рядовые стропила дополнительно соединяют схваткой — брусом на уровне мауэрлата или немного выше.

Заключение

В заключение нужно отметить, что вальмовые крыши служат людям несколько веков. И давно ясно, что все усилия на конструирование и возведение такой крыши прилагаются не зря.

Особенно это актуально в холодных широтах, где зима дарит пласты снега, способные обрушить плоскую крышу. А весна с ее веселой капелью ищет зазоры в кровле и знакомит с коррозией. Скаты вальмовой крыши способны долго защищать жильцов от сезонных неурядиц.

Что нужно для вальмовой крыши?


Вальмовая крыша — это тип крыши, который имеет четыре ската, каждый из которых имеет два скоса и соединяется вальмами. Для постройки вальмовой крыши необходимы следующие материалы и компоненты:

  1. Каркас крыши — это структура из деревянных балок, которая поддерживает покрытие крыши. Каркас должен быть надежным и прочным, чтобы выдерживать вес кровли и снега зимой.

  2. Стропильные элементы — это деревянные балки, которые используются для создания углов и скатов крыши. Они должны быть расположены под углом, чтобы обеспечить правильный уклон кровли.

  3. Материалы кровельного покрытия — это материалы, которые используются для покрытия крыши и защиты от погодных условий. Это может быть металлический лист, керамический черепица, битумная черепица или другой кровельный материал.

  4. Вентиляция — для вальмовой крыши необходимо обеспечить хорошую вентиляцию, чтобы избежать скопления влаги под крышей и создания конденсата. Для этого необходимы вентиляционные отверстия в крышной обшивке или специальные вентиляционные элементы.

  5. Кровельные элементы — это компоненты, используемые для крепления кровельного покрытия к каркасу крыши. Они могут включать в себя кровельные гвозди, скобы или другие крепежные элементы.

При выборе материалов для вальмовой крыши важно учитывать не только их прочность и долговечность, но и их эстетические качества, такие как цвет, текстура и форма. Также необходимо убедиться, что конструкция соответствует местным строительным нормам и требованиям безопасности.